пятница, 8 февраля 2013 г.

международные договоры в сфере овд рф

Особую роль играют решения судов, которые занимают отдельное место в механизме выполнения международных обязательств государства. Однако правовые

Конституция РФ устанавливает основные направления для выполнения международных договоров РФ органами государственной власти, вместе с тем, кроме Конституции РФ, для выполнения международных договоров огромное значение имеют законы и подзаконные нормативно-правовые акты. К таким актам следует отнести: кодексы, федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств.

Так, в советских конституциях вообще не предусматривалось введение норм международного права в национальную правовую систему, что не мешало эффективному выполнению международных обязательств. «История советского права, — пишет Г.В. Игнатенко, — свидетельствует о добросовестном отношении Советского государства к взятым на себя международным обязательствам по совершенствованию законодательных актов, их согласованию с международными договорами СССР».

Указанная конституционная норма имеет очень большое значение для российского права, правотворческого и правоприменительного процессов. Однако для реализации международных договоров этого конституционного положения недостаточно. Введение норм международного права в правовую систему государства и установление их приоритетного применения в случае коллизии с законами еще не предрешают вопроса об их добросовестном и эффективном выполнении.

Рассмотрение вопросов реализации международных договоров РФ целесообразно начать с Конституции РФ. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливает: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

В этом отношении не является исключением и Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», так как, определяя преимущественно процедуру заключения международных договоров, Закон не уделяет должного внимания их реализации.

В связи с тем что международное право не предрешает всех вопросов, связанных с выполнением международных договоров, то они должны быть урегулированы во внутригосударственном праве или соответствующей практике государственных органов. Отметим, что законы о международных договорах приняты во всех государствах — участниках СНГ. Однако в большинстве своем указанные законы регулируют преимущественно процедуры заключения, действия и прекращения международных договоров, а вопросы реализации международных договоров в этих законах практически не отражены.

Государства в целом свободны в установлении порядка и выборе способов реализации международных договорных обязательств». Естественно, эти способы и принимаемые меры не должны выходить за рамки международного права и наносить ущерб третьим, т.е. не участвующим в договоре государствам.

Необходимо разработать дополнительный протокол к Венской конвенции, специально посвященный контролю за выполнением договоров с учетом практики применения Венской конвенции. Мы согласны с Б.И. Осмининым, который считает, «что международное право, обязывая государства соблюдать международные договоры, налагает обязательство, нацеленное на результат, а не на средства его достижения.

Вместе с тем в ней содержатся некоторые важные положения, касающиеся выполнения международных договоров. В частности, «каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться» (ст. 26), «участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора» (ст. 27) и др. Относительно совершенствования международно-правовой базы, относящейся к выполнению международных договоров, вполне обоснованно мнение профессора О.Н. Хлестова, который считает, что надо усилить контроль за выполнением международных договоров с помощью международных механизмов и совершенствования их деятельности.

Основным международно-правовым актом, регулирующим процесс заключения, действия и прекращения договоров между государствами, является Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. (далее — Венская конвенция). Она подробным образом не регулирует вопросы реализации международных договоров.

«Следует, прежде всего, подчеркнуть, — писал Ф.И. Кожевников, — что сознание необходимости свято соблюдать заключенные международные договоры было искони присуще русскому народу».

Если вступивший в силу международный договор не реализуется или реализуется не должным образом, то и социально полезного результата такой договор не приносит или же его эффект гораздо меньше, чем мог бы быть при должном выполнении условий договора. По мнению Г.И. Курдюкова, реализация норм является средством достижения социального результата. В свою очередь, Л.Х. Мингазов совершенно справедливо считает, что «реализация — одна из основных предпосылок эффективности международно-правовых принципов и норм». Реализация международных договоров зависит от многих условий, в том числе политических, экономических, идеологических, правовых и т.д.

Реализация международного договора является важнейшей стадией всего договорного процесса, это, естественно, не исключает значения и других стадий, в частности разработки проекта договора, заключения договора и т.д. «Международные договоры, — писал В.П. Даневский, — заключаются для того, чтобы быть исполняемы добросовестно».

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ » Blog - Servitutis.Ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий